Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 10

Описание картины Франческо Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей»

image409.jpg

«Мадонна с длинной шеей» далека как от академизма, так и от канонов иконописи. Фактически, она выступает против всех канонов. На ней Мария держит на руках младенца спящего младенца Христа, но цвет его тела и то, насколько расслабленно оно выгибается выглядит так, словно младенец мертв или же спит летаргическим снов. Это было сделано намеренно, намеком на будущую смерть — тему, которая не обходит ни одно изображение Марии и младенца. Богородица одета в неожиданно богатые одежды.

Светлые волосы её убраны жемчугом и золотом, лицо выражает не растерянность и не тоску по будущим страданиям, а удовольствие. Мария молода и на руках у неё спит её ребенок — то, что не радует её на иконах, здесь является достаточным поводом для радости. Рядом с ней толпа молоденьких юношей и девушек, одна из них держит в руках сосуд — алхимический символ начала всего, зачатия, что объединяет на картине жизнь и смерть. Слева от Марии поет хвалу непорочному зачатию святой Иероним, колонны уходят вверх, не поддерживая ничего, добавляя картине сюрреализма.

Также удивляет то, как изображены все действующие лица. Пармиджанино изображал человеческие головы с большим наслаждением и не меньшим умением. Лица, пусть и кажутся чуть удлиненными, выглядят соразмерными и красивыми.

Однако, ему казалось, что удлиненность тел и членов также показывает на красоту, потому картина несет на себе печать сюрреализма, которую добавляют в неё длинная шея Мадонны, уходящие в никуда руки и ноги остальных, теряющаяся в вышине колонна и странная несоразмерность фигуры Иеронима — он выглядит очень маленьким, хотя стоит не слишком далеко.

Занятно также то, что удлиненность всего и уходящая в никуда колонна есть лишь символ вечного стремления человечества к совершенству — и вечная недостижимость его.

← Описание картины Питера Рубенса «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»Описание барельефа Микеланджело Буанарроти «Мадонна у лестницы» →Жатва Пластов

250px-Parmigianino_-_Madonna_dal_collo_lungo_-_Google_Art_Project.jpg
Пармиджанино
Мадонна с длинной шеей. 1534—1540
Madonna dal collo lungo
Доска, масло. 216 × 132 см
Уффици, Флоренция
12px-Commons-logo.svg.png Изображения на Викискладе

Мадонна с длинной шеей (ок. 1535) — картина итальянского художника Пармиджанино.

История создания

Картина была заказана Эленой Тальяферри, сестрой близкого друга Пармиджанино Энрико Байардо, 23 декабря 1534 года, вскоре после возвращения художника в Парму. Она предназначалась для семейной капеллы в церкви ордена францисканцев Санта Мария деи Серви. Картина осталась незавершённой и к моменту смерти художника (1540) находилась в его мастерской. По словам Вазари, «работа эта не вполне удовлетворяла» Пармиджанино и потому осталась незаконченной — за спиной Мадонны видны колонны без капителей, уходящие в пустоту, едва намечена голова шестого ангела. Но, согласно предположению современных исследователей, это обстоятельство могло объясняться тем, что художник, увлечённый алхимией, выразил таким образом бесконечность стремления к совершенству и его недостижимость.

По мнению некоторых искусствоведов,[1] в образе Мадонны с длинной шеей Пармиджанино, по всей вероятности, изобразил Паолу Гонзага.

Сюжет

Взгляд Мадонны устремлён на спящего на её коленях младенца Христа. Его глубокий сон может быть истолкован как намёк на смерть. Один из ангелов держит сосуд, так называемую вазу Гермеса (Меркурия), в алхимии символизирующий начальную стадию, зачатие. Крест на сосуде, ранее красный (теперь он еле виден), означает будущий жизненный путь Христа. Таким образом художник воплощает идею о неразрывной связи жизни и смерти. На дальнем плане видна фигура Святого Иеронима, поющего хвалу Непорочному зачатию. Рядом с Иеронимом вначале был изображён Святой Франциск[2]. Включение этого святого в картину имело определённую смысловую нагрузку: орден францисканцев был одним из активных участников религиозного спора о Непорочном зачатии Марии[3]. Пространство картины построено с искажением перспективы: фигура Иеронима неправдоподобно мала, ряд колонн, тесно прижатых друг к другу, поддерживает пустоту: всё усиливает впечатление нереальности, иррациональности. Длинная шея Мадонны, так же, как и колонна — атрибут Марии со времён средневековья, символизируют её чистоту (лат. collum tuum ut columna — «шея твоя и колонна»).

Овалу лица Марии, очертаниям её тела вторят форма сосуда в руках одного из ангелов, линия его ноги. По словам искусствоведа Пьетро Сельватико, Пармиджанино, «упорно веруя в то, что в самих понятиях удлиненное и волнообразное заключена грация, снабжает изображённые им головы, по правде сказать, изящные, привлекательные и симпатичные, невероятно длинными телами, руками с плавно заострёнными пальцами и ногами, неизвестно где кончающимися». В изогнутой линии, основе композиции, воплощается идеал маньеризма — порождение воображения художника, квинтэссенция изящества, грации, совершенства. Нереальный образ, «самодовлеющая красота» обращается к чувствам и разуму зрителя.

Примечания

  1. Mater Gonzaga: una dama del Rinascimento ritratta nella Madonna dal collo lungo del Parmigianino. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 декабря 2012.Архивировано 5 марта 2016 года.
  2. По словам Вазари, позднее фигура Святого Франциска была убрана. Фигура этого святого присутствует и на многочисленных рисунках к картине, сделанных художником.
  3. Само положение о Непорочном зачатии Марии было принято только в середине XIX века. Но дискуссию о нём начали францисканцы во второй половине XV века, особенно горячо этот вопрос обсуждался в Северной Италии. С. Дзуффи. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М.: Омега, 2007. — С. 35. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-465-01501-1.

Литература

  • Ф. Дзери. Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей. — М.: Белый город. — 48 с. — (Сто великих картин). — 5000 экз. — ISBN 5-7793-0475-0.

Эта страница в последний раз была отредактирована 11 мая 2019 в 23:31.

Предыдущий пост | Следующий пост

Франческо Маццола, ПАРМИДЖАНИНО (11 января 1503, Парма — 24 августа / маньеризм

Francesco Parmigianinoпрожил всего 37 лет — роковое число для гениев. его называли «реинкарнацией Рафаэля», и смолоду почитали за великий талант.Около 1523-1524родился Франческо Маццола, более известный по своему прозвищу ПАРМИДЖАНИНО,«житель Пармы» (11 января 1503, Парма — 24 августа 1540, Казальмаджоре)— итальянский живописец и гравёр эпохи Возрождения, представитель маньеризма.Большинство фактов о Пармиджанинох мы знаем благодаря «жизнеописаниям» Джорджо Вазари.Портрет Малатеста Бальони  Около 1527-1528Родился в Парме в семье художника. Испытал влияние Рафаэля и Микеланджело, но в первую очередь Корреджо, именно в этом городе создавшего свои главные произведения. Первую картину — «Крещение Иисуса» — Франческо написал в шестнадцатилетнем возрасте.Для творчества Пармиджанино характерны искажённые пропорции и спиральная закрученность поз. Отдельные части тела преднамеренно вытянуты («Мадонна с длинной шеей»). Подобно остальным художникам-маньеристам, он намеренно стремился вызвать своими произведениями удивление, смущение, изумление и раздражение.Его живопись наполнена маньеристическими чертами — удлиненные пропорции, некая искусственность в изображении, декоративные эффекты.В этом заключалась особенность его манеры, уводящая зрителя от ясных классических образцов Ренессанса.«Мадонна с длинной шеей»В творческом наследии Пармиджанино заметное место занимает портретный жанр. Дошедшие до нас сравнительно немногочисленные портреты его кисти достаточно разнообразны по композиционному решению — Пармиджанино пишет и небольшие погрудные, и поясные портреты, и более торжественные поколенные изображения, наряду с нейтральным фоном может изобразить свою модель в конкретной обстановке.Пармиджанино оказал на искусство Италии гораздо более значительное влияние, чем большинство художников маньеристического направления. Кроме живописных работ виртуозное мастерство художника Пармиджанино, как графика, проявилось также в его многочисленных рисунках и в первых в Италии офортах.«Портрет молодой дамы, именуемый «Антея»»Истории создания этого портрета мы, вероятно, так никогда и не узнаем. Некоторые исследователи говорят о том, что на нем изображена, будто бы, возлюбленная Пармиджанино. Другие считают, что это — некая абстрактная куртизанка. Третьи полагают, что никакой Антеи в действительности не существовало, что она -плод воображения художника, некий собирательно-идеальный образ».

В самом деле, идеальности» Антее не занимать. Она вполне соответствует тому новому идеалу женской красоты, который Пармиджанино пытался обрести и в религиозных своих картинах. Девушка, изображенная на портрете, замечательна не столько редкостной красотой (подобные покрытые матовой бледностью лица, с бархатными черными глазами и аристократическим очерком рта, вероятно, не были такой уж редкостью по итальянским городам и весям), сколько своей позой и статью. Художник внушает зрителю, что перед ним — существо высшего порядка. Он поднимает свою модель на пьедестал, и мы не видим последнего лишь потому, что портрет — поколенный.

Портрет знатной дамы,1523,– один из самых знаменитых портретов. Модный в 30-х годах XVI века Северной Италии (Венеции) головной убор «бальцо», который напоминает мавританский тюрбан. А моделью художник искренне восхищался – предполагают, что это некая Камилла де Росси, жена Джироламо Роллавичино.Портрет мужчины, 1523Креститель и Мария Магдалина, 1530Алхимия не только отвлекла художника от его главного призвания, но и

Ранняя смерть былабольшой потерей для искусства из-за того изящества, единственного всвоём роде, какое руки его придавали всему, что он писал.https://www.liveinternet.ru

http://smallbay.ru

https://artchive.ru

https://gallerix.ruну и вики ,куда ж без неё)))

Календарь

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Весь архив

Ссылки

Все метки

Категории

Все категории Разработано LiveJournal.com

Юный художник из Пармы

Имя, под которым художник вошел в историю, дало ему название родного города – Пармы – как, кстати, и сыру пармезан, изобретенному здесь еще до рождения художника. А прозвище «пармиджанино» закрепилось именно в такой, уменьшительной форме, вероятно, потому, что его обладатель рано проявил себя, удивляя молодостью и мастерством.Настоящее же имя Пармиджанино – Джироламо Франческо Мария Маццола, он родился в 1503 году в семье художника, но рано потерял родителей и воспитывался братьями по отцу – Микелем и Пьером Иларио. Один из дядей, тоже художник, привлекал племянника к выполнению небольших заказов, и довольно скоро способности юного Пармиджанино оказались замеченными.Картину «Крещение Христа» он выполнил уже в шестнадцать лет, а в семнадцать получил заказ на фрески для покоев Паолы Гонзага, итальянской аристократки. В качестве ориентиров, которые взял для себя Пармиджанино, было творчество Джованни Антонио Пордемоне и Корреджо, но довольно рано у художника сформировался собственный живописный стиль, и не случайно – Пармиджанино внимательно следил за отсутствием в своих работах повторений и клише с полотен своих современников, в том числе укрепляющих позиции маньеристов.Это течение возникло как бы в противовес существующим канонам, принесенным Рафаэлем, Микеланджело, произведения которых для Пармиджанино, к слову, были объектом восхищения. Маньеристы своими работами стремились вызвать у зрителя удивление, смущение, даже раздражение при кажущемся соблюдении основных канонов изобразительного искусства.Такое расширение возможностей и целей искусства находило своих поклонников, в том числе довольно влиятельных. Но главная перемена судьбы Пармиджанино произошла в 1524 году, когда он вместе со своими дядями прибыл в Рим. Там Пармиджанино знакомился с творениями уже признанных гениев, продолжая при этом собственные занятия живописью и графикой. Он направил несколько своих работ в адрес папы Климента VII, и в их числе «Автопортрет в выпуклом зеркале», который был выполнен на деревянной полусфере и отличался интересной особенностью – художник изобразил то, что видел в зеркале, которое искажало предметы в зависимости от приближения или удаления от его поверхности. Климент VII, поддерживавший светскую направленность художественных произведений вообще, был заинтересован оригинальными работами Пармиджанино, что не могло не сказаться на популярности художника.

Маньеризм Пармиджанино

Это и было стилем Пармиджанино – нарушение привычной для Ренессанса гармонии композиции, разрушение правдоподобия видимых предметов и персонажей, искажение пропорций. Художники выносил за границы реальности или свет, или цвета, или перспективу. Характерная особенность портретов Пармиджанино – завораживающий, часто двусмысленный взгляд персонажей картин.Пармиджанино работал в мастерской один и очень много. О нем, как и о других мастерах Возрождения мы знаем по трудам биографа итальянских художников Джорджо Вазари, современника Пармиджанино и его коллеги по цеху. Известен случай, когда, погруженный в свою работу над картиной «Видение святого Иеронима», он не заметил, как в мастерскую ворвались военные – солдаты императора Священной Римской империи Карла V захватили Рим. Увидев художника за работой, они не тронули ни его самого, ни полотна.Правда, скоро Пармиджанино все же пришлось уехать, обосновавшись в Болонье. Ему было на тот момент 24 года. Стиль художника в «болонский» период его творчества отличается отвлеченностью, стремлением к некоему недостижимому идеалу красоты. Позже он вернулся в родную Парму.

Алхимия

Примерно с 1530 годом связывают начало увлечения Пармиджанино алхимией. В те годы художник был увлечен офортами – гравюрами на металле, и трудно сказать наверняка, это ли явилось причиной возникновения интереса к алхимическим превращениям, или же постоянные эксперименты с кислотами и способами травления металлических пластин были вызваны как раз близостью к этой внезапной страсти.В XVI веке алхимия считалась вполне законным занятием, правда, собиравшим вокруг себя значительное число скептиков, тех, кто не верил в возможность превращения одного вещества в другое и осуждал фанатизм, с которым алхимики проводили свои опыты. По мнению Вазари, художник понапрасну тратил на опыты и свой талант, и жизнь. Алхимия, магия, мистические взгляды на мироздание стали, по свидетельству современников Пармиджанино, главным смыслом его жизни.К сожалению, современные историки обладают довольно скудным количеством свидетельств современников Пармиджанино о его жизни. Из «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари известно, что «в конце концов Франческо, все ещё увлекаясь этой своей алхимией, превратился, как и все другие, однажды на ней помешавшиеся, из человека изящного и приятного в бородатого, с волосами длинными и всклокоченными, почти дикого, совсем не такого, каким был раньше». Еще в 1531 году Пармиджанино получил заказ от церкви Санта-Мария-делла-Стреката. Он должен был украсить фресками внутреннюю часть храма. Работа оказалась мучительной – и вместо восемнадцати месяцев, оговоренных контрактом, Пармиджанино провел в работе над стенами храма несколько лет, а в 1539 году был наконец арестован за нарушение сроков выполнения заказа. Спустя некоторое время он выбрался из тюрьмы и бежал из родного города.Пармиджанино скончался в 1540 году в городе Казальмаджоре, по всей видимости, отравившись парами ртути, которую он активно использовал в своих экспериментах по алхимическим превращениям. Согласно его воле, похоронили художника без одежды, на грудь возложив крест. При рассмотрении картин и фресок Пармиджанино есть искушение увидеть следы его увлечения алхимией во всем: «Мадонна с длинной шеей» якобы отсылает к традиционной форме сосуда, которым пользовались при алхимических опытах. Актеон, персонаж древнегреческой мифологии, однажды заставший Диану за купанием, изображен в момент превращения его в оленя – а превращения и были сущностью и основной целью алхимии. Картины Пармиджанино всегда достаточно провокационны для зрителя, привыкшего к безупречной гармонии рафаэлевских композиций. Кстати, возможно, единственное произведение итальянца, где в точности соблюдаются законы перспективы, — «Мадонна с младенцем, Св. Иоанном Крестителем и Марией Магдаленой», на создание которой Пармиджанино вдохновило полотно Рафаэля «Мадонна на лугу». Чересчур длинные пальцы, нарушенные пропорции человеческого тела, а иногда и тела животного, как на картине «Обращение Савла», при точном и правдивом изображении других деталей композиции, создают при рассмотрении картины ощущение нереальности – судя по всему, этот побег от реального мира и был главным мотивом жизни и творчества Пармиджанино.Картина «Мадонна с длинной шеей», заказ на которую Пармиджанино получил за пять лет до смерти, так и не была закончена художником. Она оставалась в мастерской к моменту его кончины. Есть мнение, что мастер не торопился с завершением этой работы в знак того, что все в мире можно бесконечно совершенствовать, как эту картину. Другой итальянец, ставший самостоятельным явлением Ренессанса — но вновь открытый в новое время.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯparmigianino01.jpg1534-1540. Галерея Уффици, Флоренция. Parmigianino. Пармиджанино, его картины и творчество ►

Искусство Италии 16-го века Картина Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей». Размер работы мастера 216 x 132 см, дерево, масло. Пармиджанино унаследовал от художников XV века – таких как Рафаэль и Перуджино – статичную гармонию, но внес и свои композиции движение и вибрацию. Эта тенденция часто называется маньеризмом, благодаря ее сознательной стилизации и отказу от уравновешенных пропорций ренессансной живописи. Изящные картины итальянского мастера служат примером раннего маньеризма. Многофигурным сценам художник предпочитал композиции с изображением лишь нескольких фигур, подчеркнуто грациозных и томных.

Родившийся к Парме – откуда и происходит его имя – Пармиджанино, почти всю жизнь провел в своем родном городе. Однако представленная здесь картина написана после пребывания художника в Риме, где он изучал работы Рафаэля и других мастеров. Синтезом исканий этих лет является знаменитая «Мадонна с длинной шеей», в которой все нарочито причудливо и нереально: и неправдоподобно вытянутые пропорции тела мадонны, его странный волнообразный изгиб, и сверхъестественный пространственный разрыв между недописанным архитектурным фоном и фигурами богородицы и ангелов на первом плане, и переливчатый холодный колорит.

new_magritte360.jpg

У Пармиджанино появляются уже и определенные каноны воплощения его идеала: вытянутость пропорций человеческой фигуры, текучая, причудливо изгибающаяся линия силуэта, подчиненная, как и весь композиционный строй картины, сложной совокупности змеевидных ритмов. Этот принцип «змеевидной фигуры» стал одной из главных изобразительных формул маньеризма и полвека спустя был разработан в теоретических трудах Ломаццо.

new_delvaux360.jpg

По мнению некоторых искусствоведов «Мадонна с длинной шеей», в которой субъективность творческой фантазии художника, его стремление к произвольности изобразительного языка достигают своей кульминации, убедительно свидетельствует и о бесплодности программы мастера. Его идеал носит отпечаток не только отвлеченности, но и внутренней незначительности: фигура мадонны, заполняющая почти всю плоскость холста отличается манерной грацией изящной хрупкой статуэтки.

Перейти к следующей работе мастера ►

Используемые источники:

  • https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-franchesko-parmidzhanino-madonna-s-dlinnoj-sheej/
  • https://wiki2.org/ru/мадонна_с_длинной_шеей
  • https://li-ga2014.livejournal.com/477803.html
  • https://kulturologia.ru/blogs/310319/42698/
  • http://smallbay.ru/artreness/parmigianino01.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации