Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 2

Как создавать упражнения для беглости пальцев?

Previous Entry | Next Entry

Миф: Сначала техника пальцев

Продолжаю переводить отрывки из статьи Piano Lesson Myths6807_600.pngМне нужно сначала наработать технику пальцев, прежде чем приниматься за музыкальные произведения.Реальность: Более ли важна в игре пальцевая техника пальцев и точность, нежели интерпретация и музыкальные оттенки? Нет. Требуется ли больше времени для развития пальцевой техники и точности, чем для развития способностей интерпретации и исполнения музыкальных оттенков?   Нет. Это все равно, что сравнивать яблоки с апельсинами, обе стороны требуют много времени для совершенствования. Лучший способ развивать способности к интерпретации и выражению музыкальных оттенков лежит через репертуар. В некоторых странах принято муштровать ученика лет 5 упражнениями, прежде чем разрешать ему играть какую-либо музыку. После этого ученику позволяют приниматься за репертуар. Не удивительно, что такие ученики играют точно и быстро, но с минимумом музыкальных оттенков. Лучший способ действий – разучивать музыкальные произведения параллельно с выполнением упражнений для пальцев. В идеале сложность технических упражнений должна всегда быть слегка выше требований репертуара. Я должен заниматься каждый день.Реальность: Два или три дня в неделю без занятий помогут вам развиваться быстрее, чем режим ежедневных занятий! Представьте себе наращивание мышц. Людям, которые занимаются культуризмом или поднимают тяжести, всегда советуют оставлять день для отдыха после тренировки. Почему? Потому что тренировка рвет мышечную ткань, которая в день отдыха обновляется и становится прочнее, чем предыдущая. Наш мозг ведет себя похожим образом.  В периоды отдыха мозг ассимилирует результаты попыток. Также необходимо, чтобы такой отдых проходил без угрызений совести, чтобы эффект был плодотворным. Если вы собирались заниматься 7 дней в неделе, но пропустили один день, то вы получите стресс от пропущенного дня. Вместо того, чтобы отдохнуть от фортепиано в этот день, вы окажетесь раздражены. Фактически, с типичным практическим подходом, вы может быть будете настроены позаниматься побольше на следующий день с надеждой «отработать» пропущенный день. Такой подход никогда не дает результата. Обучение фортепианной игре невозможно прессовать. Всё, что вы получите от такого подхода, — увеличение ошибок и раздражения, потому что мозг так и не получил разрядки, в которой отчаянно нуждался. Для получения наилучших результатов занимайтесь всего лишь 4 дня в неделю. Это позволит вам запланировать 3 дня безмятежного отдыха. (Эти дни не обязательно должны быть подряд.) Такой режим реалистичен и оказывает поддержку, потому что в любом случае всякие события происходят в нашей загруженной жизни.  Но сделайте 4 дня в неделю 100% доступными для вас. Если удастся больше, то вы будете чувствовать себя воодушевленно.Хоть для целостности я перевел этот миф, но как-то лично не очень с ним согласен. Так можно вообще договориться с самим собой, что достаточно заниматься, например, 3 дня в неделю, да еще минут по 15. Какая же это учеба! Будет радостно душе, но бестолково, безрезультативно. Может автор имел в виду профессиональных музыкантов или учеников высших музыкальных заведений, когда в дни занятий они занимаются по много часов? Таким, действительно, необходим день отдыха от занятий. Об эффекте «заживления мышечной ткани» говорил Чанг (или Бернар?) где-то в переведеннном мной ранее материале. Да, это имеет место, но совет Чанга был в том, чтобы перемежать раучиваемые куски по дням недели, не занимаяь одним и тем же куском непрерывно. Кроме того, есть работа более технически направленная на пальцы, а есть с большим уклоном на запоминание и мысленный анализ — их можно чередовать.

Profile

soltem

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

View All Archives

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject)[+0]
  • : (no subject)[+0]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.comDesigned by Lilia Ahner

<font>Здравствуйте дорогие друзья-читатели, ученики!!</font>

В прошлой публикации я предложила помощь в виде рекомендаций, тем, кто в них нуждается. Откликнулись довольно многие и прислали видео-ролики со своей игрой или наигрышем.

1. Сегодня мы с вами разберём некоторые ошибки в игре на гитаре и пианино, которые выявились при просмотре роликов учеников. Возможно это будет интересно и вам.

2. Кроме того, вы увидите фрагменты 3-го видео-курса игры на пианино, и будете иметь представление об идее курса и его содержании.

<font>Что мешает беглости пальчиков?</font>

Речь пойдёт о положении рук на клавишах пианино:

Убеждаюсь ещё и ещё раз в том, что многие ученики невнимательно изучают начало видео-курсов, о том, как желательно располагаться рукам на клавишах, а между тем, это залог успеха. Ведь мы играем не кончиками пальцев, а началом руки в области предплечья.

Тренировать, по большому счёту, нужно руки — полностью, а это получится только благодаря многочисленным упражнениям для разной группы мышц рук, проще говоря с помощью гамм и арпеджио разного вида, представленных в 1м и 2м курсах по степени сложности.

375[1].jpg

Есть ещё причина. Если ваши пальчики после нескольких занятий всё ещё неподвижны, не слушаются, рассыпаются, то скорее всего зажаты и напряжены мышцы опять таки от неверного положения кисти на инструменте.

В таком состоянии играть легко и быстро не получится, даже, если следовать рекомендациям выше. Исходное положение кисти над клавишами уж больно простое — это состояние наших рук, когда мы спим.

Запомните это положение и напоминайте рукам, когда они отклонятся от этого.

От неверной постановки рук многим кажется, что играть арпеджио на пианино просто не нравится, мол, это не моё. Ведь не секрет, что нам нравится только то, что получается))).

Облегчите работу своим рукам — обратите внимание на положение своих рук вообще, и в частности при игре арпеджио разных видов.

Очень нежелательно!!

Желательно, хотя можно поменьше изгибать запястье.

Нашим пальчикам очень необходимы постоянные разогревающие тренировки с помощью гамм, арпеджио и аккордов всех видов.

Многие же, напротив, игнорируют эти, на первый взгляд, нудные занятия, а хотят скорее играть.

Руки начинающего музыканта — маленькие спортсмены, и им нужно разогреваться и растягиваться!!

С конца мая, после окончания учебного года и концертного сезона я не играла путью на пианино и почти не брала в руки гитару — около месяца!! Недавно стала играть — «руки не мои»!! Пальчики спотыкаются, беглость не та. Это нормально.

Что я предприняла?? Я не стала доводить до ума те беглые, сложные места в композициях, которые капризничали, а начала тарабанить на пианино гаммы, и арпеджио все, какие только есть — часами напролёт два дня подряд, разумеется по нарастающей и с перерывами. Потом дала отдохнуть мышцам и через два дня просто села и заиграла как всегда — всё, что хочу и умею. Руки проснулись!

В этом плане очень порадовал заочный ученик 1-го видео-курса фортепиано Антон Архипов!! С его слов именно упражнениям он уделяет особое внимание и время.

Тем, кто начал заниматься по 1-му курсу или еще только собирается начать, предлагаю посмотреть мастер класс — от Антона Архипова г. Самара.

Ролик длится 1 минуту 24 сек:

<font>Немного о 3-м видео-курсе фортепиано «Играем всё, что нравится». С его помощью вы сможете:</font>

<font>- Освоить ноты </font>

— Подбирать любую мелодию и записывать её на нотный стан самостоятельно

— Играть любимые мелодии по нотам и подбирать к ним нужные аккорды

С помощью способов, которые предлагает курс, это будет не сложно, а вот что с этим делать? — Как играть аккомпанемент одной только левой рукой, если правая будет занята темой (сольной партией)?

Именно этому и посвящены два первых курса, хотя мы и учили аккомпанемент, чтобы петь и красиво и разнообразно подыгрывать песне, но аккомпанемент играли обе руки. Теперь левая рука будет теми же приёмами игры сопровождать мелодию правой руки так же красочно и разнообразно. В 3-м курсе этому уделено специальное время.

Получается, что играть полноценно двумя рукам можно не только через 7 лет, пройдя в музыкальной школе более 600 уроков сольфеджио и более 600 уроков специальности по 45 минут.

У взрослого человека нет столько свободных лет, НО: начиная знакомство с клавишами именно с аккомпанемента, который не требует знания нотной грамоты, при желании и регулярных занятиях — играть можно практически сразу, лишь наращивая и укрепляя мастерство.

Ведь когда учишься на песнях и мелодиях, которые нравятся, дело идёт быстрее само собой.

Теперь мы подходим к нотам, ещё и сами будем отмечать динамические оттенки (характер песни при игре), как нам надо!

Посмотрите ролик на эту тему. Короткий фрагмент из курса:

_______________________________________________

А в этом ролике об эволюции нот и различии современной и классической нотописи:

_______________________________________________

Друзья! Готовится к публикации видеоряд из присланных видеоматериалов с игрой моих дорогих учеников на гитаре и пианино. Тех, кто не стесняется показать на люди свою игру, у кого «причёска та», «задний план важнецкий» и «майка не мятая»:))))

Консультацию по игре при необходимости — гарантирую! Присылайте своё исполнение на этот адрес: yudina-v@yandex.ru или в скайп: victoriayudina

А руки, так они у всех перед камерой с непривычки сбиваются, это нормально))) Буду рада и вашему исполнению:)))!!!

Контакты по вопросам заказа обучающих видеокурсов: телефон: +7 950 621 17 53 скайп: victoriayudina эл. почта: vik_yudina@mail.ru

В помощь этим подвижникам, если они избрали предметом своего интереса фортепиано, и была написана данная статья (хотя она окажется весьма полезной и всем остальным музыкантам, будь то скрипачи, гитаристы или флейтисты). Несомненно, залогом мастерства является практика: чем больше вы занимаетесь с инструментом, тем лучше ваша игра. Однако что же делать, если инструмента под рукой не оказалось (я еще ни разу не видел человека в очереди в супермаркете с синтезатором под мышкой), или же соседи через стенку каждые пять минут передают по батарейной связи обширные послания, зашифрованные азбукой Морзе — мол, потише, пожалуйста? Для этой цели (и примерно в таких условиях) вашим покорным слугой был выдуман целый ряд упражнений для пальцев, которыми он спешит поделиться. Упражнения разделим на две группы: 1 — упражнения без ничего, 2 — упражнения со снарядом (с мячиком для большого тенниса и с шариковой ручкой). Также уделим пару слов вопросам разминки и техники безопасности, но это уже в конце.

Г. И. Семирадский, «Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла», 1887 г.

Итак, группа 1 — упражнения без ничего. Необходимое оборудование: пальцы, иногда — стена или любая другая поверхность. В целях удобства и краткости присвоим каждому пальцу свой номер. Большому — 1, указательному — 2, среднему — 3, безымянному — 4, мизинцу — 5. Упражнение 1 — на координацию. Стучим по большому пальцу. Сперва коснемся большого пальца мизинцем, потом — безымянным, средним и указательным по очереди. Теперь — в обратном порядке: указательным, средним, безымянным и мизинцем. Получаем такую последовательность: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Повторять любое количество раз. Постарайтесь добиться чувства уверенности в пальцах, хлесткости ударов, а также ровного ритма. Позже ваши пальцы скажут вам «Спасибо», когда вы будете разучивать мелодические произведения. Если с правой рукой (если вы — правша), как правило, проблем не возникает, то с левой поначалу будет очень непросто. Но это временное явление — с практикой все становится на свои места (меня пальцы стали более-менее слушаться только на третий день занятий).

Норман Роквелл, «Настройка фортепьяно»

Упражнение 2 — на силу и выносливость. Жмем на большой палец. Делаем все, как указано выше, но с тем лишь отличием, что теперь мы с силой нажимаем на большой палец. Последовательность остается неизменной: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Так мы разовьем силу и выносливость пальцев — сможем дольше играть и радовать наших соседей гармоническими переливами всевозможных гамм и аккордов. Упражнение 3 — на скорость. Делаем все, как в упражнении 1, но теперь возможны две вариации: или пытаемся максимально быстро простучать последовательность 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5, или так же быстро стучим ее без повторных простукиваний указательным пальцем и мизинцем, <nobr>т. е.</nobr> 5, 4, 3, 2, 3, 4, 5, 4, … и так далее. Ведь иногда приходится играть очень быстрые произведения, и как же печально, когда в руках недостает так нужной в этот момент скорости… Упражнение 4 — на координацию. «Терции». Теперь переходим от «мелодических» простукиваний к «гармоническим»: начинаем стучать одновременно несколькими пальцами. Вот именно здесь нам и понадобится стол (или хотя бы чья-нибудь коленка, своя тоже подойдет). Пальцы будем брать через один: 1 и 3, затем 2 и 4, затем 3 и 5 (далее 1−3, 2−4 и 3−5, соответственно). Данное упражнение может сперва показаться невыполнимым, но с практикой придут и уверенность, и скорость, и плавность.

Джованни Больдини, «Женщина за фортепиано»

Отрабатываем последовательности:

  • 1−3, 2−4, 3−5, 3−5, 2−4, 1−3 <nobr>и т. д.</nobr>;
  • 1−3, 3−5, 1−3, 3−5 <nobr>и т. д.</nobr>;
  • 1−3, 2−4, 3−5, 1−3, 2−4, 3−5 <nobr>и т. д.</nobr>;
  • 3−5, 2−4, 1−3, 3−5, 2−4, 1−3 <nobr>и т. д.</nobr>

Кроме того, как вариант этого же упражнения, потренируем «расход»: сначала ударим по поверхности одним пальцем, а следом за ним — двумя соседними. Получаем последовательности:

  • 2, 1−3, 2, 1−3 <nobr>и т. д.</nobr>;
  • 3, 2−4, 3, 2−4 <nobr>и т. д.</nobr>;
  • 4, 3−5, 4, 3−5 <nobr>и т. д.</nobr>

Упражнение 5 — на постановку руки. Согнем пальцы так, будто мы держим в руке мячик (все пальцы равномерно согнуты, будто обхватывают невидимый шар). Теперь, не меняя положения пальцев, ставим получившуюся фигуру на стол пальцами вниз — получается, что мы упираемся в поверхность стола ногтями. Теперь слегка надавим на руку весом своего тела, стараясь удержать пальцы дугообразными и не дать им прогнуться. Данное упражнение рассчитано на выработку у пианистов правильной постановки руки. Такое «дугообразное» нажатие является более результативным и менее трудоемким (в отличие от нажатия, которым мы звоним в дверь или вызываем лифт), и, как результат, игра на фортепиано становится значительно легче и уверенней. Далее нам предстоит побеседовать об упражнениях с мячом и/или ручкой, а также о разминке и технике безопасности… Статья опубликована в выпуске 13.12.2010 Обновлено 21.07.2018

Как правильно “ставить руки”

Профессиональные педагоги-пианисты часто используют фразу – «поставить руки», или «постановка рук», или «упражнения на фортепиано для постановки рук». Что это означает? На любом инструменте мы играем руками, и одна из задач – правильно взять в руки этот инструмент. Ну, рояль или пианино мы не поднимаем, но положить красиво и правильно руки на клавиатуру все же нужно.

А самыми разными. Одни направлены на формирование правильных рук, – их, разумеется, чаще используют в начале обучения; другие оттачивают технику – укрепляют пальцы, развивают беглость; третьи сосредоточены на укреплении теоретических знаний – те же арпеджио, о которых расскажу ниже. Все упражнения для фортепиано так или иначе связаны между собой. Ведь любое обучение – это комплекс.

Для начала давайте правильно сядем за инструмент.

Сели на половинку стула, ноги вперед, под педали. Просто положите руки на клавиатуру и отметьте расстояние от корпуса до пианино. Вы должны сидеть на расстоянии  вашего предплечья. Локти не должны быть «приклеены» к туловищу, чуть раздвиньте их, а спина прямая. Сели? Ну и отлично. А теперь займемся руками.

Постановка рук на фортепианной клавиатуре

Можно начать с любой руки, без разницы. Кисть должна быть той формы, когда ваша рука расслаблена и висит вдоль туловища. Вот опустите сейчас руку, расслабьте ее и обратите внимание на кисть, какой она формы, какие пальцы. Перенесите руку в этом же состоянии на клавиатуру – красивую, расслабленную. Перенесли? А теперь представьте, что ваш средний палец – это крючок вешалки-плечиков. Вспомните, как она висит в шкафу – очень устойчиво, но сами «плечики» свободны. Вот и сделайте свою руку точно такой же – средний палец кругленький, крепкий,  цепкий, стоит на кончике подушечки (на том месте, где выпирает ноготь, который надо подстричь, чтобы он не мешал),  а вся рука свободна.

Остальные пальцы «причешите», слегка раздвиньте, сделайте их закругленными и просто пусть висят над клавиатурой. Можете большим пальцем и мизинцем прикоснуться к ней примерно на расстоянии 5-6 белых клавиш. Поиграйте какую-нибудь клавишу средним пальцем (он у нас третьим считается), а потом крайними пальцами – первым и пятым.

Полезно играть квинты крайними пальцами обеих рук. Квинта – это пять клавиш. Играйте пока по белым, например – от ДО до СОЛЬ, или от РЕ до ЛЯ. Просто поставьте  мизинец левой руки на ДО, а большой – на СОЛЬ.

Постановка левой руки на квинту

А правой – большой палец – на клавишу ДО, а мизинец – на СОЛЬ. Нажимайте одновременно, красиво переносите руку на другие квинты.

Постановка правой руки на квинту

Вот как-то так. При регулярных занятиях вы очень скоро уже не будете задумываться о правильной посадке, а просто доведете до автоматизма все свои действия.

Разновидность упражнений – арпеджио

Следующий вид упражнений для фортепиано – технический. Как играть гаммы – я вам писала на прошлом уроке. А сейчас попробуем усложнить задачу и сыграть арпеджио. Трудное слово? Дословный его перевод – «играем, как на арфе». То есть арпеджио – это поочередное нажатие клавиш по какому-либо аккорду. Очень популярно арпеджио в качестве аккомпанемента в левой руке. Но про аккомпанемент чуть позже. А пока просто поиграем арпеджио по звукам тонического трезвучия до мажора.

Левой рукой:

Аппликатура до мажорного арпеджио для левой руки

 И правой:

Аппликатура до мажорного арпеджио для правой руки

 Если кому-то интересно, то в нотах это безобразие выглядит так:

Арпеджированное тоническое трезвучие в до мажоре

 Обратите внимание, что ноты для левой руки написаны в двух ключах – так часто бывает, когда приоритетным становится удобство восприятия.

И еще один вид арпеджио

Он играется тоже по тоническому трезвучию, но несколько по-другому – группировкой. Сначала – ДО, МИ, СОЛЬ, ДО, потом  меняем ноты местами и играем то же трезвучие от ноты МИ. То есть – в обращении. Получается МИ, СОЛЬ, ДО, МИ. Следующая группа – СОЛЬ, ДО, МИ, СОЛЬ и т. д. В нотах это выглядит так:

Арпеджио тонического трезвучия с обращениями в до мажоре

А чтобы вам было более понятно, как играть это арпеджио на пианино, предлагаю посмотреть видео:

Любительское музицированиеDiskussionsforumThema12</h2>Как развить «беглость» пальцев?Lena JakubowaДело в том, что я не могу играть очень быстрые произведения. А если и могу, то рука сильно зажимается и звук очень тяжелый…Есть какие либо упражнения на развитие техники?

Игра быстрых произведений требует постоянной смены напряжения и отдыха. Это- особый отдых в движении. С. Фейнберг говорил. что «его можно сравнить с отдыхом птицы в воздухе, не прекращающей своего полета. Нужно уметь отдыхать «на лету » , что дается долгой тренировкой».Есть упражнения для развития независимости пальцев, их отрабатывают за столом или на крышке рояля .Существует выражение.что рука пианиста — » плетка пятихвостка».Lena JakubowaСпасибо. А упражнения Ганоне помогают, не знаете?Igor BesonowМне помогали))Wiktor SawtschenkoДа, и мне помогали.Еще гаммы можно играть.Тож хорошо.Jura Wasinинтересно как она тренировалась http://vk.com/video?q=пианино&section=search&..Michail TschikwaschwiliIrishka, может стоило указать источник?) Кстати, от себя порекомендовал бы для интересующихся этой темой книгу Г.Г. Нейгауза «Об искусстве фортепианной игры», в ней очень много полезных принципов изложено, и не только касательно техники.Schan SkljarIrishka, Всем удачи техникам
мне кажется он барабанщикAlla VasilyevaМного интересных песен здесь- Mix- «My way» Playlist: https://www.youtube.com/watch?v=XIEG0HvOAh0&list=..Alla, вот вариант, но он сложныйИспользуемые источники:

  • https://soltem.livejournal.com/69108.html
  • https://fono-uroki.ru/what-prevents-finger-dexterity/
  • https://shkolazhizni.ru/school/articles/41487/
  • https://propianino.ru/znakomimsya-s-uprazhneniyami-dlya-fortepiano
  • https://m.vk.com/topic-16739475_22545952

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации