Андрей Смирнов
Время чтения: ~25 мин.
Просмотров: 0

Тема: Начальная постановка и навыки юного скрипача.

Скрипка | Скрипичная азбука

Постановка рук

Одна из самых больших тонкостей в игре на скрипке (и источник большинства заблуждений) — постановка рук.

Руки «ставят» будущему скрипачу, когда он еще совсем маленький ребенок и играет на совсем еще игрушечной маленькой скрипочке.  Считается, что от того, как поставили руки — «правильно» или «неправильно» — зависит почти все будущее скрипача: сможет ли он потом вообще играть на профессиональном уровне, сможет ли одолевать технические трудности, не будет ли он часто «переигрывать» руки, и т.д. (В действительности вся эта вакханалия с «постановкой»- ошибка, о чем читайте ниже, в тексте под картинками, а также из статьи Гольденвейзера и в книге Л.Ауэра).

Что же такое «правильно»? Есть некоторые педагоги и целые скрипичные школы, которые учат единственной, по их мнению, правильной постановке рук. Они пытаются заставить учеников поднимать правую  или выворачивать левую руку под тем или иным углом, делать упор строго на тот или иной палец, — то есть повторять то, к чему привыкли они сами.

Однако от таких попыток подогнать всех людей под одну гребенку ничего хорошего получиться не может. Ведь мы все разные: у нас разные фигуры, длина рук и шеи, разная ширина плеч. Не говоря уже о том, что у нас у всех разные привычки, характеры, разные способы решать задачи! Каждый человек неповторим. Поэтому единственная «правильная» постановка рук — это та, которая удобна конкретному человеку, с учетом уникального строения его тела, его рук, его характера, его собственной манеры двигаться. По-настоящему мудрый педагог знает это и никогда не будет стараться вогнать живого человека в подготовленный кем-то заранее шаблон.

Когда начинают обучение игре на каком-нибудь инструменте или пению, то обычно возникает вопрос о так называемой «постановке» рук или голоса. Я считаю этот подход, который в самом термине своем содержит грубое противоречие, в значительной степени ошибочным. Весь процесс музыкального исполнения есть процесс постоянного движения, а понятие «постановки» заключает в себе элемент неподвижности. Между тем можно говорить только о движениях и ощущениях во время игры, сам процесс игры есть скорее борьба, преодоление всякой постановки: мы во время игры должны быть все время в движении, а не устраивать «постановку», из-за которой в педагогическом процессе так много места приходится отводить борьбе с тенденцией учащихся напрягать руки. Надо исходить из естественного положения человеческой руки, помня, что руку надо не «ставить», а двигать. (…)

Девизом исполнителя должно стать: «Не учить тело движениям, а учиться у него»Проф. А.Б. Гольденвейзер

Все великие скрипачи держали скрипку и смычок по-разному. Вот, например, Никколо Паганини — он изгибался всем телом невероятно причудливо, чтобы дать возможность своим длинным костлявым пальцам наилучшим образом приспособиться к инструменту. Если бы такую «постановку» вздумал повторить похожий на Винни-Пуха, маленький и пухленький Давид Ойстрах, он бы, скорее всего, скоро «переиграл руки» (то есть повредил суставы и связки) и  стал бы профнепригодным.

Кроме того, что каждый человек имеет собственную, уникальную постановку рук, присущую ему лично и отличающую его от остальных, элементы этой «постановки» могут меняться в зависимости от конкретной задачи, конкретного произведения, настроения, возраста скрипача и т.д. Если на какой-нибудь микрон выше или ниже окажется локоть правой руки или пальцы левой — моментально рождается совершенно другое звучание. Именно так в скрипичном звуке и появляются новые краски, и все скрипачи таким образом экспериментируют с тембром, с характером звука; другое дело, что делают они это чаще всего интуитивно.

…Хотя, конечно, все-таки некоторые общие моменты в той самой знаменитой «постановке рук» все-таки есть.

Читайте также, но с большой осторожностью и без фанатизма: Типичные недостатки постановки рук и приемов игры начинающих скрипачей

См. также: Перестановка

Продолжение следует

  • Ланина Елена Николаевна, заведующий струнным отделением, преподаватель класса скрипки

Разделы:Музыка

Наверное, ни для кого не секрет, что детские музыкальные школы в последнее время испытывают трудности с набором.

У этого факта есть несколько причин:

— снижение интереса к классической музыке,

— пассивность родителей,

— компьютерная зависимость детей.

Поэтому в музыкальную школу принимают абсолютно всех подряд, желающих обучаться.

Перед педагогами-музыкантами стоит нелёгкая задача: сделать так, чтобы процесс обучения игры на скрипке был интересным и увлекательным, чтобы активизировать детей к дальнейшим занятиям. Начальный этап в обучении является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта, поэтому ему нужно уделить особое внимание.

Способов и методов работы с маленькими детьми очень много, и выбор их зависит от изобретательности педагога и возможности ребёнка.

В этой статье я хотела бы поделиться своим педагогическим опытом работы в музыкальной школе.

Первая встреча педагога с учеником – важный момент. Для ребёнка это впечатление бывает решающим. От того, как выглядит педагог, манера общения, умение расположить ребёнка к себе, понравиться ему и заинтересовать музыкой – очень важно для обеих сторон. Уже на первых уроках беседую с учеником на самые разные темы, определяю степень подготовки, отношение к музыке, узнаю о семейной обстановке, о том, как он проводит свободное время. Всё это подсказывает наилучший для начала метод работы с ним.

На первый урок ученик приходит без скрипки. Ему 5 или 6 лет. Он очень хочет заниматься, но представлений о занятиях и об инструменте у него нет.

Познакомившись и подобрав ему нужный по размеру инструмент, обязательно показываю ученику скрипку, даю в руки подержать и потрогать. Вместе смотрим, из чего скрипка сделана. Выясняем, что деревянная. Спрашиваю, какие деревья знает ребёнок, и рассказываю, из каких именно делается скрипочка (ёлочка и клён). Ставлю инструмент рядом с малышом и начинаю знакомить его с частями скрипки. Сам ученик принимает в этом активное участие.- Что у нас находиться на самом верху? — Голова. – А скрипочка у нас маленькая, у неё головка. – Дальше у нас с тобой идет шея, а у скрипочки? Ученик отвечает: — шейка. Так мы с ним находим туловище (корпус инструмента), талию, плечи, выясняем, откуда доносится звук – ротик.

Беру в руки скрипку и играю на ней разные по характеру песенки: например “Песенку про чибиса” М. Иорданского, “Колыбельную” И. Дунаевского, “Майскую песенку” В. Моцарта. Спрашиваю, на что похожа музыка? Всегда слышу правильный ответ: — На песню.

Показываю ученику струны: “Их всего четыре, но на них можно всё сыграть. Скрипка не просто играет, она поёт, рассказывает, но только без слов, кто умеет её слушать, понимает, о чём она поёт”.

Дальше, знакомя ученика с названием струн, стараюсь дать им образные характеристики. Например: “Вот первая струна, она пищит как комар над ухом – пи-и-и! ми-и-и! Вторая струна – звонкая, ля. У неё всегда хорошее настроение и она поёт, как кузнечик. А вот третья струна – серьёзная, деловая, ре. Она самая строгая и бывает даже сердитой и тогда она не звучит, а рычит: ррре! А всё оттого, что когда ребята начинают на ней учиться играть и делают при этом много ошибок, струна ре очень сердится. Наконец, четвёртая струна, соль. Это самая толстая струна, она жужжит как шмель среди цветов. Попробуй щипком все четыре струны и запомни их: ми, ля, ре, соль.

Итак, мы познакомились со скрипкой, с её четырьмя струнами. Заучивать названия деталей скрипки и смычка пока не стоит, чтобы не перегружать ученика набором трудных иностранных названий. Лучше знакомиться с частями скрипки и смычка постепенно, по мере практической надобности.

Теперь можно приступать к упражнениям, подготавливающим работу над постановкой:

1. В первую очередь начинаю с упражнений на расслабление. Ученик должен запомнить и самое главное понять, что такое расслабленная и что такое зажатая рука.

1) “кулачки”: сильно зажимаем на несколько секунд кулачки, затем распускаем.

2) “руки вверх”: вытягиваем руки вверх, выпрямляем пальцы. Затем роняются только пальцы обеих рук, после небольшой паузы – кисти, далее – предплечье и плечо.

2. Чтобы научить малыша правильно стоять, равномерно распределяя вес на обе ноги, мне помогает упражнение “Мишка”. Несколько раз походив, как косолапый, ребёнок очень хорошо запоминает, что при игре на скрипке надо стоять не на одной ноге, а на двух.

3. Для того, чтобы подготовить правую руку к работе мне помогают следующие упражнения:

1) “веточка с листочком”: рука согнута в локте (рука – веточка, кисть с пальчиками – листочек). Ветер сильно дует – качается веточка с листочком. Ветер стих – листочек с веточкой замер.

2) “часики”: рука согнута в локте и находится на уровне талии. Поднимаем кисть к носу (смотрим на часы близко), затем в исходное положение, далее отводим руку вперёд (смотрим на часы издалека).

4. Чтобы подготовить к работе левую руку мне помогают следующие упражнения:

1) “Буратино”: подносим к носу большой палец левой руки, пальцы распустить; к мизинцу подносим большой палец правой руки, пальцы распустить. Несколько секунд постоять, пошевелить пальчиками. Затем поворачиваем и подносим к носу мизинец левой руки, стоим несколько секунд, шевелим пальчиками. Это упражнение поможет левой руке сделать правильный поворот к корпусу скрипки.

2) “зеркальце”: кисть ладонью повёрнута к себе, пальцы округлы, как бы удерживают зеркальце. Я для убедительности всегда даю ребёнку круглое зеркальце и мы делаем следующее: направляем его то на себя, то левее себя.

5. Обязательно включаю упражнения на координацию движения рук:

1) Руки согнуты в локтях, одна ладошка машет “до свидания”, другая – “иди сюда”.

2) Одна рука рисует “солнышко” (круг), другая – “дождик” (вертикальные линии).

Каждое упражнение делаем несколько раз. Стараюсь, чтобы ребёнок запомнил их названия, тогда дома ему будет легко всё вспомнить и повторить.

На следующем уроке добавляю новые упражнения. В каком объёме проводить эти упражнения зависит от индивидуальных способностей ученика. Я всегда стараюсь не перегружать его внимания. Даже при непродолжительном проведении упражнений ученик устаёт, и тогда лучшей разрядкой для него будет пение песенок.

Усаживаю ученика рядом с собой за фортепиано и знакомлю его с песенкой, которую он будет разучивать. Сначала пою сама со словами и аккомпанементом, он слушает. Потом разбираемся с её содержанием и характером. Затем приступаем к разучиванию песенки голосом. После разучивания её полезно исполнить сначала без слов, хлопая ритмический рисунок ладошками, а потом спеть с аккомпанементом.

Закончив упражнения по развитию слуха, обязательно повторяем то, что было пройдено на уроке: название струн, некоторые упражнения, подготавливающие постановку рук. Подводя итог урока, обращаю внимание ученика на то, чему он уже научился, что получается хорошо, обязательно его похвалю. И на первом уроке задаю домашнее задание: — вспомнить всё, что делали в классе и повторить.

Если вижу радостные глаза ребёнка и его желание придти на следующий урок, значит цель достигнута и я смогла его заинтересовать и увлечь. И это для меня маленькая победа.

Список литературы

1) Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л., 1986.

2) Мильтонян С. Вводный курс скрипичной постановки. М., 1987.

3) Шальман С. Я буду скрипачом. Л., 1987.

4) Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., 1989.

5) Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., 1987.

12.10.2010

Учреждение образования «Белорусская Государственная Академия музыки»

Кафедра музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства

Реферат

по специальной педагогической подготовке

Формирование игрового аппарата.

Постановка рук скрипача.

студентки IV курса оркестрового факультета

Амосовой Елены

Научный руководитель И.Г. Веденин

Минск

По статье Иосифа Гутмана «Постановка рук скрипача в трех типовых двигательных положениях».

В статье «Постановка рук скрипача в трех типовых двигательных положениях» рассматривается важнейшая задача естественной и целесообразной постановки рук скрипача и их движения в исполнительском процессе – проблема, которая возникает в самом начале обучения игре на скрипке, а также излагаются принципы и методические подходы к организации свободного и рационального технического аппарата.

Автор статьи отстаивает справедливое убеждение в отсутствии некоей универсальной, пригодной абсолютно для всех учеников, наиболее оптимальной и единственно правильной постановки рук скрипача и объясняет невозможность ее существования многообразием индивидуальных природных особенностей человека.

И. Гутман, опираясь на разработанный в процессе личной педагогической практики опыт и многолетние наблюдения над различными формами скрипичной постановки, выделяет три основных формы скрипичной постановки, которые можно считать типовыми.

Прежде, чем перейти к разговору собственно о формах скрипичной постановки, следует сказать о методических установках, лежащих в основе работы педагога с учениками на ранней стадии обучения игры на скрипке.

Так как во время игры руки скрипача производят сложные и различные для каждой руки движения, затрудняющие их координацию, руки должны быть свободны от мышечного напряжения, чтобы достичь минимальными усилиями высокого художественного результата. Руки должны быть свободны, а движения – экономны.

Далее автор говорит о том, что важным недостатком старой скрипичной педагогики являлось усиленное внимание к внешнему выражению игрового процесса — виртуозности пальцев и смычковой технике, в ущерб вопросу управления игровыми движениями. Не уделялось должное внимание работе предплечья правой руки. Большое значение отводилось кисти, изолированной от движений руки в целом, находящейся в низком положении, будучи прижатой к корпусу. При таком положении правой руки отсутствовало естественное вращательное движение предплечья, рука двигалась почти вертикально и кисть «провисала». Результатом являлось слабое звучание в верхней части смычка. Чтобы придать разнообразие звучанию, искусственно ослаблялся звук у колодки при помощи использования небольшого количества волоса, а в верхней части смычка использовалась вся его ширина. Существовало множество этюдов, специально написанных с целью освоения вышеуказанного искусственного навыка. Т.е. работа двигательного аппарата скрипача сводилась к выработке механических, неосознанных и неконтролируемых мозгом движений, что препятствовало технологической свободе и обедняло звуковую палитру исполнителя.

Современная же школа игры строится на индивидуальном подходе к каждому отдельно взятому строению рук на научных началах: учитываются данные анатомии, психологии и психофизиологии. Таким образом, современная методика обучения скрипача основывается не на механических упражнениях для выработки скрипичной техники, а на сознательной организации игровых движений, регулируемых мозгом.

Важнейшим аспектом работы педагога в начальный период обучения является воспитание в ученике сосредоточенности и способности к самонаблюдению в занятиях, так как неправильные приемы игры, закрепленные в процессе выработки игровых навыков, могут помешать дальнейшему гармоничному развитию скрипача как в техническом, так и в художественном планах.

В начальном периоде обучения закладывается фундамент развития скрипача, поэтому на первых стадиях обучения очень важно освоение основных элементов техники правой и левой рук.

Еще один важный момент работы над постановкой рук начинающего скрипача — это необходимость привития ему рациональных игровых навыков. Нерациональные, неудобные приемы игры придется исправлять, что влечет за собой иногда большие физические и психологические трудности.

Особенно сложно поддаются исправлению внутренние напряжения, выражающиеся, в частности, в нарушении нормального дыхания при игре, зажатии голосовых связок (а, соответственно, и всех мышц шеи и плечевого пояса). И еще сложнее перестроить прочно укоренившиеся недостатки игрового аппарата.

Поэтому правильная постановка рук и движений у начинающего скрипача должна вырабатываться своевременно, во избежание приобретения непрофессиональных привычек и «зажатостей».

Типовые двигательные положения корпуса и рук скрипача

Положение рук скрипача при игре не является естественным. Поэтому необходимо найти такое положение рук и всего корпуса, при котором руки могли бы максимально свободно двигаться и выполнять необходимые движения без излишних затрат энергии.

Только при соответствии всех элементов скрипичной постановки друг другу и анатомическим и физиологическим особенностям играющего можно достичь свободы игрового процесса.

И.Гутман выделяет три основные формы скрипичной постановки и рассматривает их как три типовые двигательные положения рук скрипача – суженное, среднее и расширенное.

Двигательные положения рук, образующиеся при некотором увеличении угла между направленностью скрипки и корпуса, когда руки еще не принимают форм, присущих одному из указанных типовых положений, называются зонами.

Зная типовые двигательные положения и их зоны, можно найти рациональное положение рук и корпуса индивидуально для каждого скрипача.

Характеристика типовых двигательных положений и их различия

1. Суженное типовое положение.

Скрипка находится под прямым углом к корпусу, прямо перед играющим. Руки приближены к корпусу. Корпус и плечевой пояс слегка развернуты вправо. Левое плечо подано вперед, правое – назад. В результате такого «компактного» положения рук кисти и пальцы становятся более округлыми.

Суженное двигательное положение больше всего подходит учащимся небольшого роста и тем, чьи руки короче.

2. Среднее типовое положение.

Плечевой пояс распрямлен за счет увеличения угла между корпусом и скрипкой. Руки принимают более высокое положение; кисти становятся более обтекаемыми, пальцы – менее закругленными. Плоскость движения смычка горизонтальнее.

Данное положение подходит скрипачам среднего роста с нормальной длиной рук.

3. Расширенное типовое положение.

Руки еще более отдалены от корпуса, чем при среднем типовом положении, левое плечо отведено назад, а правое – вперед. Кисти рук менее обтекаемы. Движение смычка становится почти горизонтальным.

Расширенное типовое двигательное положение подходит для учащихся высокого роста с длинными руками.

Первичные игровые навыки во всех типовых положениях формируются при игре в середине смычка и в первой позиции.

Навязывание ученику не свойственного для его анатомии типового положения, а также смешение разных положений может привести к формированию не подходящей для данного ученика постановки, неправильных навыков и, как следствие, ведет к закрепощению и перенапряжению игрового аппарата.

По тем же причинам недопустимо копирование постановки рук других исполнителей или педагога, если эта постановка не соответствует естественному строению рук и корпуса ученика.

Постановка левой руки скрипача

Исходный прием организации двигательного положения пальцев на грифе – состояние руки, подобное собиранию пальцев в кулак. В этом положении пальцы свободны, легко скользят по струне, например, при исполнении хроматизмов, энергия пальцев равномерно распределяется при падении их на струну. В результате отпадает потребность в специальных упражнениях для разыгрывания – к примеру, упражнения Генкеля или Шевчика.

В таком положении на грифе пальцы принимают правильный разворот в сторону лица исполнителя. Пальцы при такой направленности не перекрещиваются, что создает (совместно со слуховым контролем) основу для чистой интонации.

Важную роль в постановке левой руки скрипача играет большой палец. Именно с этим пальцем связано множество проблем у начинающих скрипачей, которые можно рассмотреть отдельно.

сильное давление на шейку скрипки – сковывает остальные четыре пальца, не давая им свободно двигаться.

слишком глубокий охват шейки скрипки – деформирует положение кисти. Кисть «провисает», третий и четвертый пальцы находятся далеко от струн.

чрезмерное отведение пальца к порожку также создает проблемы для третьего и четвертого пальцев. Пальцы вынуждены дотягиваться до нужных нот.

От всех этих недостатков страдает интонация, артикуляция, беглость пальцев и, в конечном итоге, общее техническое мастерство исполнителя.

Какого-либо определенного, единственно правильного положения на грифе как большого, так и остальных пальцев не существует, так как все зависит от длины, строения пальцев и рук играющего. При разных двигательных положениях будут различны и точки соприкосновения пальцев с шейкой скрипки.

Большой палец должен легко прилегать к шейке скрипки, сохраняя ощущение свободы, как при опущенной руке.

При этом для каждого типового двигательного положения существуют варианты наиболее рациональной и удобной постановки.

Для первого, суженного типового двигательного положения (для исполнителей с недлинными пальцами), характерен глубокий охват шейки скрипки. Благодаря этому кисть приобретает округлую форму, а пальцы, играющие на грифе, также более округлы и собранны.

ГлавнаяБаза знаний «stud.wiki»МузыкаПостановка рук скрипача

Формирование игрового аппарата. Важнейшая задача естественной и целесообразной постановки рук. Характеристика типовых двигательных положений корпуса и рук. Сознательная организация игровых движений. Нарушения нормального дыхания при игре скрипача.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.01.2011

Учреждение образования «Белорусская Государственная Академия музыки»

Кафедра музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства

Реферат

по специальной педагогической подготовке

Формирование игрового аппарата.

Постановка рук скрипача.

студентки I V курса оркестрового факультета

Амосовой Елены

Научный руководитель И.Г. Веденин

Минск

По статье Иосифа Гутмана «Постановка рук скрипача в трех типовых двигательных положениях».

В статье «Постановка рук скрипача в трех типовых двигательных положениях» рассматривается важнейшая задача естественной и целесообразной постановки рук скрипача и их движения в исполнительском процессе — проблема, которая возникает в самом начале обучения игре на скрипке, а также излагаются принципы и методические подходы к организации свободного и рационального технического аппарата.

Автор статьи отстаивает справедливое убеждение в отсутствии некоей универсальной, пригодной абсолютно для всех учеников, наиболее оптимальной и единственно правильной постановки рук скрипача и объясняет невозможность ее существования многообразием индивидуальных природных особенностей человека.

И. Гутман, опираясь на разработанный в процессе личной педагогической практики опыт и многолетние наблюдения над различными формами скрипичной постановки, выделяет три основных формы скрипичной постановки, которые можно считать типовыми.

Прежде, чем перейти к разговору собственно о формах скрипичной постановки, следует сказать о методических установках, лежащих в основе работы педагога с учениками на ранней стадии обучения игры на скрипке.

Так как во время игры руки скрипача производят сложные и различные для каждой руки движения, затрудняющие их координацию, руки должны быть свободны от мышечного напряжения, чтобы достичь минимальными усилиями высокого художественного результата. Руки должны быть свободны, а движения — экономны.

Далее автор говорит о том, что важным недостатком старой скрипичной педагогики являлось усиленное внимание к внешнему выражению игрового процесса — виртуозности пальцев и смычковой технике, в ущерб вопросу управления игровыми движениями. Не уделялось должное внимание работе предплечья правой руки. Большое значение отводилось кисти, изолированной от движений руки в целом, находящейся в низком положении, будучи прижатой к корпусу. При таком положении правой руки отсутствовало естественное вращательное движение предплечья, рука двигалась почти вертикально и кисть «провисала». Результатом являлось слабое звучание в верхней части смычка. Чтобы придать разнообразие звучанию, искусственно ослаблялся звук у колодки при помощи использования небольшого количества волоса, а в верхней части смычка использовалась вся его ширина. Существовало множество этюдов, специально написанных с целью освоения вышеуказанного искусственного навыка. Т.е. работа двигательного аппарата скрипача сводилась к выработке механических, неосознанных и неконтролируемых мозгом движений, что препятствовало технологической свободе и обедняло звуковую палитру исполнителя.

Современная же школа игры строится на индивидуальном подходе к каждому отдельно взятому строению рук на научных началах: учитываются данные анатомии, психологии и психофизиологии. Таким образом, современная методика обучения скрипача основывается не на механических упражнениях для выработки скрипичной техники, а на сознательной организации игровых движений, регулируемых мозгом.

Важнейшим аспектом работы педагога в начальный период обучения является воспитание в ученике сосредоточенности и способности к самонаблюдению в занятиях, так как неправильные приемы игры, закрепленные в процессе выработки игровых навыков, могут помешать дальнейшему гармоничному развитию скрипача как в техническом, так и в художественном планах.

В начальном периоде обучения закладывается фундамент развития скрипача, поэтому на первых стадиях обучения очень важно освоение основных элементов техники правой и левой рук.

Еще один важный момент работы над постановкой рук начинающего скрипача — это необходимость привития ему рациональных игровых навыков. Нерациональные, неудобные приемы игры придется исправлять, что влечет за собой иногда большие физические и психологические трудности.

Особенно сложно поддаются исправлению внутренние напряжения, выражающиеся, в частности, в нарушении нормального дыхания при игре, зажатии голосовых связок (а, соответственно, и всех мышц шеи и плечевого пояса). И еще сложнее перестроить прочно укоренившиеся недостатки игрового аппарата.

Поэтому правильная постановка рук и движений у начинающего скрипача должна вырабатываться своевременно, во избежание приобретения непрофессиональных привычек и «зажатостей».

Типовые двигательные положения корпуса и рук скрипача

Положение рук скрипача при игре не является естественным. Поэтому необходимо найти такое положение рук и всего корпуса, при котором руки могли бы максимально свободно двигаться и выполнять необходимые движения без излишних затрат энергии.

Только при соответствии всех элементов скрипичной постановки друг другу и анатомическим и физиологическим особенностям играющего можно достичь свободы игрового процесса.

И.Гутман выделяет три основные формы скрипичной постановки и рассматривает их как три типовые двигательные положения рук скрипача — суженное, среднее и расширенное.

Двигательные положения рук, образующиеся при некотором увеличении угла между направленностью скрипки и корпуса, когда руки еще не принимают форм, присущих одному из указанных типовых положений, называются зонами.

Зная типовые двигательные положения и их зоны, можно найти рациональное положение рук и корпуса индивидуально для каждого скрипача.

Характеристика типовых двигательных положений и их различия

1. Суженное типовое положение.

Скрипка находится под прямым углом к корпусу, прямо перед играющим. Руки приближены к корпусу. Корпус и плечевой пояс слегка развернуты вправо. Левое плечо подано вперед, правое — назад. В результате такого «компактного» положения рук кисти и пальцы становятся более округлыми.

Суженное двигательное положение больше всего подходит учащимся небольшого роста и тем, чьи руки короче.

2. Среднее типовое положение.

Плечевой пояс распрямлен за счет увеличения угла между корпусом и скрипкой. Руки принимают более высокое положение; кисти становятся более обтекаемыми, пальцы — менее закругленными. Плоскость движения смычка горизонтальнее.

Данное положение подходит скрипачам среднего роста с нормальной длиной рук.

3. Расширенное типовое положение.

Руки еще более отдалены от корпуса, чем при среднем типовом положении, левое плечо отведено назад, а правое — вперед. Кисти рук менее обтекаемы. Движение смычка становится почти горизонтальным.

Расширенное типовое двигательное положение подходит для учащихся высокого роста с длинными руками.

Первичные игровые навыки во всех типовых положениях формируются при игре в середине смычка и в первой позиции.

Навязывание ученику не свойственного для его анатомии типового положения, а также смешение разных положений может привести к формированию не подходящей для данного ученика постановки, неправильных навыков и, как следствие, ведет к закрепощению и перенапряжению игрового аппарата.

По тем же причинам недопустимо копирование постановки рук других исполнителей или педагога, если эта постановка не соответствует естественному строению рук и корпуса ученика.

Постановка левой руки скрипача

Исходный прием организации двигательного положения пальцев на грифе — состояние руки, подобное собиранию пальцев в кулак. В этом положении пальцы свободны, легко скользят по струне, например, при исполнении хроматизмов, энергия пальцев равномерно распределяется при падении их на струну. В результате отпадает потребность в специальных упражнениях для разыгрывания — к примеру, упражнения Генкеля или Шевчика.

В таком положении на грифе пальцы принимают правильный разворот в сторону лица исполнителя. Пальцы при такой направленности не перекрещиваются, что создает (совместно со слуховым контролем) основу для чистой интонации.

Важную роль в постановке левой руки скрипача играет большой палец. Именно с этим пальцем связано множество проблем у начинающих скрипачей, которые можно рассмотреть отдельно.

сильное давление на шейку скрипки — сковывает остальные четыре пальца, не давая им свободно двигаться.

слишком глубокий охват шейки скрипки — деформирует положение кисти. Кисть «провисает», третий и четвертый пальцы находятся далеко от струн.

чрезмерное отведение пальца к порожку также создает проблемы для третьего и четвертого пальцев. Пальцы вынуждены дотягиваться до нужных нот.

От всех этих недостатков страдает интонация, артикуляция, беглость пальцев и, в конечном итоге, общее техническое мастерство исполнителя.

Какого-либо определенного, единственно правильного положения на грифе как большого, так и остальных пальцев не существует, так как все зависит от длины, строения пальцев и рук играющего. При разных двигательных положениях будут различны и точки соприкосновения пальцев с шейкой скрипки.

Большой палец должен легко прилегать к шейке скрипки, сохраняя ощущение свободы, как при опущенной руке.

При этом для каждого типового двигательного положения существуют варианты наиболее рациональной и удобной постановки.

Для первого, суженного типового двигательного положения (для исполнителей с недлинными пальцами), характерен глубокий охват шейки скрипки. Благодаря этому кисть приобретает округлую форму, а пальцы, играющие на грифе, также более округлы и собранны.

Среднему типовому двигательному положению соответствует менее глубокий охват шейки скрипки. Большой палец прилегает к шейке нижней частью ногтевой фаланги. Кисть и пальцы более пологи.

Расширенное типовое двигательное положение (для скрипачей, обладающих длинными пальцами) предполагает неглубокий охват шейки скрипки. Большой палец прилегает к ней серединой ногтевой фаланги, указательный — верхней частью основной фаланги.

Точки соприкосновения пальцев с шейкой скрипки и грифом не остаются неизменными, так как рулевое движение во время игры меняет их.

Для каждого типового положения характерна и различная степень охвата струн подушечками пальцев. Более округлое положение пальцев подразумевает соприкосновение со струной меньшей площадью подушечки, и наоборот.

Главное в постановке левой руки — легкость прилегания пальцев к шейке скрипки, так как место соприкосновения с ней большого и указательного пальцев является одной из важнейших точек опоры (наряду с ключицей и нижней челюстью).

Общая постановка левой руки должна быть максимально удобной для каждого конкретного учащегося и предусматривать перспективы развития в процессе овладения всем арсеналом музыкально-технических средств, используемых в современном скрипичном исполнительстве.

Влияние основных типовых двигательных положений на игровой аппарат скрипача от поворота корпуса до постановки пальцев подтверждает необходимость индивидуального подхода к анатомическому строению каждого отдельного учащегося и отказа от стандартной, единой для всех постановки левой руки.

Литература

1. Иосиф Гутман. «Постановка рук скрипача в трёх типовых двигательных положениях».

2. «Как учить играть на скрипке в музыкальной школе». (Составитель М.М. Берлянчик). Москва, Издательство «Классика XXI», 2006.

Подобные документы

  • Методы и принципы постановки исполнительского аппарата при обучении игре на малом барабане
  • Методика обучения игре на медном духовом инструменте
  • Исполнительское дыхание при игре на трубе
  • Изучение штрихов на начальном этапе обучения в классе скрипки
  • Вопросы методики обучения игре на баяне
  • Основы вокальной техники
  • Вольфганг Амадей Моцарт
  • Педагогическая система Д.Ф. Ойстраха
  • Методика постановки голоса
  • Устройство и акустические характеристики источника колебаний звуковой частоты на примере волынки

</h3><theq>Маша Ореховаиюнь 2016.907<theq><theq>Техника<theq>Музыка<theq>Технологии</theq></theq></theq></theq><theq>» class=»question__header-menu»></theq><theq>Ответить<theq>Ответить<theq>2Комментировать<theq> Подписаться2</theq></theq></theq></theq></theq>2 ответа<theq><theq>София Ткачева3 года назадВозможно будущий программист, но пока только скрипач<qml>

Поиграй Шрадика, Шера (у него как раз есть тетрадь с виртуозными этюдами — так и называется). Если что-то не получается в штрихах — убираешь пальцы на корпус и просто по открытым струнам, а как начнет получаться, то возвращай пальцы на место. Не бойся сфальшвить, кстати, как только начнет хорошо получаться обеими руками, тогда начинай подчищать. Если необходимо выучить что-то просто кровь из носу, а стоять и играть уже третий час тебе надоело — вполне можешь сесть смотреть сериальчик, а одновременно с просмотром очередного киношедевра ты сможешь, отложив смычок в сторону, повторять партию левой руки. Главное — не переиграй 😉

</qml><theq>2</theq><theq>» class=»answer__menu»></theq></theq></theq><theq><theq>Дима Стопичев3 года назадСкрипач, студент<qml>

Увы, но нет никаких «трюков» и ничего необычного. Упражнения и этюды (до)школьного уровня и выше, есть совершенно на разную технику и левой, и правой руки.

Гуглятся довольно легко, но если нужно помочь, то готов ответить на более конкретный вопрос 🙂

А вообще, часы занятий и любовь к этому делу — залог успеха на совершенно любом уровне.

</qml><theq>1</theq><theq>» class=»answer__menu»></theq></theq></theq><theq>Ответить</theq>Рейтинг вопросов за день<theq>1Зачем общественные активисты пытаются добиться каких-то результатов в социуме, если в целом жить уединенно не трудно, и не имеет принципиального значения, что вообще в социуме происходит?<theq>2Когда будете работать нормально? Ответы не отображаются, комменты нельзя удалять, загрузка страниц — с 5-го раза, вопросы про отрезание члена, где купить наркоты и т.д. не модерируются.?<theq>3Что вы можете сказать из личного опыта о применении Диокора 160 в качестве постоянного лекарства для снижения давления полного 50-летнего мужчины?<theq>4Подскажите сложные для понимания философские фильмы (на ваш взгляд, недооценённые большей частью зрителей/критиков). Без скучных фраз-клише.?<theq>5Почему женщины в брюках — «мерзость перед Богом» и почему им уготовано отдельное место в аду?</theq></theq></theq></theq></theq>Используемые источники:

  • http://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/ruki/
  • https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d0%b8/584325/
  • https://mirznanii.com/a/316847/postanovka-ruk-skripacha
  • https://stud.wiki/music/3c0b65625a3ac78a4c43b88521216c27_0.html
  • https://thequestion.ru/questions/129968/answer-anchor/answer/208865

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации